МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

убрать
список список
Центральный федеральный округ
123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)123-00-23, e-mail: info@сfo.fsrar.ru
Южный федеральный округ
344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, тел.: +7 (3652) 248-555, e-mail: info@kfo.fsrar.ru
Уральский федеральный округ
620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru
Северо-Западный федеральный округ
191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru
Северо-Кавказский федеральный округ
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru
Сибирский федеральный округ
630132, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 53, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru
Приволжский федеральный округ
603022, г. Нижний Новгород, ул.1-я Оранжерейная д.30, тел.: +7 (831) 431-71-01, e-mail: info@pfo.fsrar.ru
Дальневосточный федеральный округ
680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru
Центральный федеральный округ||<p>123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)123-00-23, e-mail: info@сfo.fsrar.ru</p> Северо-Западный федеральный округ||<p>191014 г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6 лит.А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru </p> Приволжский федеральный округ||<p>603022, г. Нижний Новгород, ул.1-я Оранжерейная д.30, тел.: +7 (831) 431-71-01, e-mail: info@pfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru  <br><br>295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, тел.: +7 (3652) 248-555, e-mail: info@kfo.fsrar.ru </p> Северо-Кавказский федеральный округ||<p>357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru </p> Южный федеральный округ||<p>344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru </p> Уральский федеральный округ||<p>620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru</p> Сибирский федеральный округ||<p>630132, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 53, тел:. +7(383)231-14-11, e-mail: info@sfo.fsrar.ru </p> Дальневосточный федеральный округ||<p>680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru  </p>
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ Вход для органов государственной власти

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

Обзор практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2018 год (docx, 0.045Mb)


ОБЗОР

практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2018 г.

 

Настоящий Обзор практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2018 г. (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №  294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по подготовке докладов с обзором практики осуществления вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля с указанием пробелов их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, утвержденных протоколом заседания проектного комитета от 27 марта 2018 г. № 2, приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25.11.2016 № 403 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

Обзор практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка подготовлен по результатам проведения в 2018 году контрольно-надзорных мероприятий в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

Общие положения

 

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154 (далее – Положение о Службе), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оказанию государственных услуг в этой сфере.

В рамках осуществления данных полномочий Росалкогольрегулирование в том числе осуществляет:

1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);

2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;

3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;

4) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.

Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) и за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции, осуществляется в соответствии с подпунктом 5.3.8 (1) пункта 5 Положения о Службе, положениями Федеральных законов № 171-ФЗ и № 294-ФЗ, положениями Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 № 224 (далее - Приказ Росалкогольрегулирования № 224), положениями Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по осуществлению контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого приказом Росалкогольрегулирования от 03.04.2014 № 84 (далее - Приказ Росалкогольрегулирования № 84).

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами (в том числе государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), осуществляется в соответствии с подпунктами 5.3.7(2) и 5.3.8 пункта 5 Положение о Службе, положениями Федеральных законов № 171-ФЗ и № 294-ФЗ, Приказами Росалкогольрегулирования № 224 и № 84.

Государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, осуществляется в соответствии с подпунктом 5.3.7(1) пункта 5 Положение о Службе, положениями Федеральных законов № 171-ФЗ и № 294-ФЗ, Приказом Росалкогольрегулирования № 224.

При осуществлении контрольно-надзорных полномочий в 2018 году Росалкогольрегулированием проведено 6 040 контрольных мероприятий в отношении 3 740 организаций (результативность – 86,5%), осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:

I) организации – лицензиаты:

1) производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

проведено 73 плановых проверки, 121 внеплановая проверка и 270 административных расследований в отношении 199 организаций;

2) организации оптовой торговли алкогольной продукцией:

проведена 141 плановая проверка, 230 внеплановых проверок и 716 административных расследований в отношении 555 организаций;

3) организации перевозчики:

проведено 3 плановые проверки, 10 внеплановых проверок и 38 административных расследований в отношении 24 организаций.

II) организации нелицензиаты:

1) осуществляющие производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи:

проведено 7 плановых проверок, 30 внеплановых проверок, 653 административных расследований в отношении 416 организаций;

2) организации оптовой торговли пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой:

проведено 90 внеплановых проверок, 1741 административное расследование в отношении 1098 организаций;

3) в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи:

проведено 240 административных расследований в отношении 200 индивидуальных предпринимателей.

В ходе проведения контрольных мероприятий всего в 2018 г. выявлено 6 317 правонарушения, в том числе:

1 367 – в организациях-производителях этилового спирта и алкогольной продукции;

3 106 – в организациях оптовой торговли алкогольной продукции;

1 844 – в других организациях.

По итогам принятия решений по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году:

предъявлено штрафных санкций на общую сумму 369,07 млн. рублей, из них Росалкогольрегулированием – 100,79 млн. рублей, судами – 268,28 млн. рублей;

уплачено (взыскано) штрафов на общую сумму 133,71 млн. рублей (в том числе по материалам предыдущих периодов – 35,51 млн. рублей, по постановлениям Росалкогольрегулирования об административных правонарушениях – 58,21 млн. рублей; по постановлениям других органов – 39,99 млн. рублей).

В ходе проведения контрольных мероприятий в части легальности нахождения в обороте этилового спирта и алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции территориальными органами Росалкогольрегулирования:

проверено 1 104,1 тысяч дал этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 118,0 тысяч дал), а также 903,3 тысяч дал спиртосодержащей продукции;

выявлено в нелегальном обороте 524,4 тысяч дал этилового спирта и алкогольной продукции, что составляет 47,5% от проверенного этилового спирта и алкогольной продукции (водки – 36,3 тысяч дал, что составляет 30,7% от проверенной водки), а также 282,4 тысяч дал спиртосодержащей продукции (что составляет 31,3 % проверенной спиртосодержащей продукции).

Кроме того, Росалкогольрегулированием в 2018 году принято:

193 решения об отказе в выдаче лицензии;

137 решений об отказе в переоформлении лицензии;

87 решений об отказе в продлении срока действия лицензии;

4 решения об отказе в переоформлении и продлении срока действия лицензий;

115 решений о приостановлении действия лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

71 решение о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Перечень нарушений, наиболее часто выявляемых в ходе проведения контрольных мероприятий в 2018 г., состоит из:

- нарушений сроков представления декларации и искажения данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (33,7%);

- нарушений порядка учета алкогольной продукции (25,4%);

- нарушений, связанных с выпуском и оборотом продукции немаркированной федеральными специальными или акцизными марками, либо маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками (7,5%);

- нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (6,7%);

- нарушений, связанных с несоблюдением минимальных цен на этиловый спирт и алкогольную продукцию, установленных законодательством Российской Федерации (6,3%).

 

 

Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований

 

В течение 2018 года Росалкогольрегулированием при осуществлении контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.

I. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и организациями, осуществляющими оптовый оборот указанной продукции.

Требование об осуществлении учета и декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено требованиями пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ. Причем, начиная с 1 января 2018 года, для ряда участников алкогольного рынка обязательное требование законодательства в части декларирования было отменено.

1. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Основными видами указанных нарушений являются:

1) указание в декларациях недостоверных сведений об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами.

При этом, в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных и первичных бухгалтерских документах.

Кроме того, участились случаи отражения сведений о поставке алкогольной продукции в адрес индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.

2) непредставление деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

Основными видами указанных нарушений являются:

а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.

При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;

б) представление деклараций с нарушением формата, утвержденного Росалкогольрегулированием.

В соответствии с пунктом 22 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.

Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";

в) истечение срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи на момент представления деклараций.

В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа) (подпункт 6 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей:

- при представлении деклараций соблюдать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через "Личный кабинет" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- своевременно исполнять предписания, выданные Росалкогольрегулированием, при выявлении нарушений, связанных с искажением информации и (или) нарушением порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;

- своевременно исполнять предписания, выданные территориальными органами Росалкогольрегулирования в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования № 84;

- не допускать нарушения сроков представления деклараций;

- проверять информацию о статусе индивидуальных предпринимателей в онлайн-сервисе сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенных на сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru/.

2. Производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ:

1) у производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС.

Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля (пункт 5.3.1 Приложения № 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее – приказ № 149));

2) у организаций-производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год – отсутствие фиксации сведений о поставках произведенной продукций в ЕГАИС.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона
№ 171-ФЗ указанное требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.

При этом, требования по передаче в ЕГАИС информации об объеме оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, распространяется на организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

3) у организаций, осуществляющих оптовый оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции - отсутствие фиксации, а также несвоевременная фиксация сведений в ЕГАИС, в том числе о закупках, поставках, списании и постановке на баланс алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организациями, осуществляющими оптовый оборот алкогольной продукции, заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляются в день фактического получения продукции (пункт 5.2.1 Приложения № 5 к приказу № 149).

В ходе проведения контрольных мероприятий зачастую выявляются случаи несвоевременной фиксации сведений о закупке алкогольной продукции и постановке на баланс.

Отсутствие фиксации сведений в ЕГАИС влечет аннулирование лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке (в соответствии с требованиями подпункта 13 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 150 до 200 тысяч рублей  на юридических лиц, от 10 до 15 тысяч рублей на должностных лиц, с конфискацией продукции.

Основные причины внесения недостоверных сведений в ЕГАИС следующие:

- ошибка работников;

- сбой во внутренней системе учета или приборах учета;

- нарушения со стороны контрагентов (в части оформления документов и своевременного подтверждения операции).

При этом ЕГАИС предоставляет возможность участникам алкогольного рынка вносить изменения в целях исправления самостоятельно обнаруженных ошибок. Так незафиксированную в ЕГАИС заявку о производстве или обороте продукции участник алкогольного рынка может самостоятельно зафиксировать, однако, уже с нарушением сроков.

Меры, которые следует предпринять как организациям, осуществляющим производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и организациям, осуществляющим оборот указанной продукции, в целях недопущения нарушений порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в том числе:

осуществлять контроль за своевременной передачей информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

обеспечить техническую возможность по передаче указанной информации в ЕГАИС.

- обеспечить подготовку кадрового состава организаций – повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.

II. Нарушения совершаемые организациями, осуществляющими производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1. Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям ГОСТов и нормативной технической документации, нарушение требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанным с нарушением требований, предъявляемым к процессам производства, хранения либо выпуска в обращение такой продукции.

Совершение указанных нарушений (согласно подпункту 7 пункта 3.1 статьи 20 Федерального Закона № 171-ФЗ) влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.17 и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тысяч до                   150 тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой; пунктом 1 статьи 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям необходимо:

- усилить контроль за качеством выпускаемой продукции путем проведения исследований качества производимой продукции и поступающего сырья в различных аккредитованных лабораториях;

- осуществлять лабораторный контроль на всех этапах производства, в том числе входной контроль поступающего сырья;

- четко соблюдать требования нормативно-технической документации;

- внедрять новые методики контроля за качеством выпускаемой продукции;

- обновлять устаревшее лабораторное оборудование;

- осуществлять контроль за уровнем знания технологов, персонала, задействованных на этапах производства;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Незаконное использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, а именно:

- эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом - влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы) (на основании требований подпункта 11 пункта 3.1 части 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ), а также административную ответственность, предусмотренную пунктом 5 статьи 14.17 КоАП РФ;

- использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ (непредставление в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии, а также документов, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ) - влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования (абзац 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ), а также административную ответственность, предусмотренную пунктом 5 статьи 14.17 КоАП РФ.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений организациям необходимо:

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации основного технологического оборудования;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

III. Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции:

Типовые нарушения обязательных требований, как и в 2017 году, остаются прежними, а равно и причины совершения таких нарушений. На сегодня из общего числа нарушений наиболее высокий уровень сохраняют следующие.

1. Оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение указанных нарушений согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:

- для организаций производителей алкогольной продукции от 100 до 150 тысяч рублей на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

- для организаций, осуществляющих оборот алкогольной продукции (включая продажу, ее хранение, перевозку, либо приобретение в целях сбыта) -от 200 до 300 тысяч рублей на юридических лиц с конфискацией предметов административного правонарушения; от 10 до 15 тысяч рублей на должностных лиц с конфискацией предметов административного правонарушения.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях предотвращения совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка (как оптового, так и розничного звена) на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru). Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрено, что ответственность за оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками и акцизными марками несет собственник, и он же обязан проверить продукцию не только на предмет ее фиксации в ЕГАИС производителем, полный комплект документов на нее, но и оценить подлинность нанесенных на нее марок.

2. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования).

В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями оптовой торговли алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к ТТН.

При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к ТТН, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.

При этом статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 171-ФЗ, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Совершение указанных нарушений в соответствии с требованиями абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ влечет приостановление действия лицензии по решению Росалкогольрегулирования, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В целях предотвращения совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:

- осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;

- проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к ТТН (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов);

- осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции.

3. Нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н (далее – Технические условия), в том числе:

- нарушения подпункта 3 пункта 2 Технических условий, а именно: проверяемые помещения оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра;

- нарушения подпункта 6 пункта 2 Технических условий, а именно: несоответствие расположения строительных конструкций проверяемых помещений техническому (кадастровому) паспорту;

- нарушения пункта 4 Технических условий, а именно: несоответствие температурно-влажностного режима при хранении алкогольной продукции.

Совершение указанных нарушений влечет выдачу предписания Росалкогольрегулирования об устранении выявленных нарушений, а также административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях предотвращения совершения данных правонарушений, является контроль со стороны руководителей организаций за соблюдением требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями, в том числе определение должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных требований, включая:

- ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима в складских помещениях;

- контроль за работой вентиляций, отопления, охлаждающего оборудования.

4. Нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен.

В настоящее время приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" установлены цены, ниже которых не может реализовываться спирт, игристые вина (шампанское) и алкогольная продукция крепостью свыше 28% (водка, коньяк и др.).

Состав правонарушения включает в себя как поставку, так и закупку спирта и алкогольной продукции по цене, ниже установленной.

Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена пунктом 2 статьи 14.6. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере 100 тысяч рублей на юридических лиц, 50 тысяч рублей на должностных лиц или дисквалификацию на срок до трех лет, на граждан – 5 тысяч рублей.

Кроме того, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ указанное правонарушение является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

В настоящее время ЕГАИС позволяет выявлять нарушения, связанные с несоблюдением установленных минимальных цен, в автоматическом режиме во всех сегментах алкогольного рынка.

Наиболее часто эти нарушения выявляются в розничном звене.

Рассматривая вопрос причин допущения нарушений можно говорить о:

- недостаточной квалификации персонала легально работающих хозяйствующих субъектов, а именно: допущении нарушений законодательства в части занижения минимальных цен, не фиксации продаж в ЕГАИС, искажении информации либо несвоевременное представление деклараций, реализация продукции с ФСМ / АМ с признаками подделки.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях предотвращения совершения данного правонарушения, является контроль со стороны руководителей организаций за соблюдением требований законодательства об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (приказ Минфина России от 11.05.2016 № 58н).

 

Раздел II

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Росалкогольрегулированием при осуществлении лицензионного контроля.

 

Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335 (далее – Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. Таким образом, организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным положениями, в том числе статьям 11, 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем, Росалкогольрегулированием направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр, МЧС России, ФНС России, Росприроднадзор, Росаккредитацию.

При предоставлении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) наиболее часто встречаются следующие нарушения:

1) у организаций, осуществляющих производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе:

- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям;

- отсутствие документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда);

- непредставление заявления о зачете государственной пошлины в соответствии с пунктом 7.1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации;

- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;

- отсутствие сертификатов соответствия на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- не представление документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование;

- нарушение приказа Росалкогольрегулирования от 26.09.2014 № 289 "О перечне информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования";

- несоответствие технической документации на производство заявленной продукции требованиям государственных, национальных и международных стандартов и статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ в части использования сырья;

- нарушения технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции:

технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2012 № 59н;

технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74;

порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 № 351;

- использование средств измерения (мерников) для учета объема производства, закупки, поставок и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции не соответствующих требованиям, установленным национальным или международным стандартом, а также законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

б) наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты;

- своевременно уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками;

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- обеспечить подготовку кадрового состава организаций – повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: http://www.fsrar.ru/, https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.

2) у организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции:

а) нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденными приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, в том числе:

- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей (при выдаче лицензии складское помещение должно уже соответствовать требованию в части наличия поддонов и их расположения в складских помещениях);

- нарушение температурного режима (при выдаче лицензии проверяется соответствие температурного режима для хранения всех видов алкогольной продукции);

- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту (организации представляют технические паспорта, в которых не отражены все конструктивные элементы складских помещений).

б) предоставление организациями недостоверной или неполной информации в заявлениях на получение государственной услуги по лицензированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:

в заявлении (на выдачу, переоформление лицензии) не указан КПП обособленного подразделения (склада) или он указан неверно (в случае если место нахождения организации не совпадает с местом нахождения складских помещений организации необходимо встать на учет в налоговом органе, получить уведомление о постановке на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения и указать соответствующий КПП в заявлении, при этом при включении в лицензию нового склада, указывается именно КПП нового склада, а не указанных ранее в лицензии);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) указано два адреса электронной почты (Административным регламентом предусмотрено указание только одного адреса электронной почты, по которому Росалкогольрегулирование осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи);

в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) неверно указан вид деятельности, вид продукции или вид продукции не соответствует виду деятельности (алкогольная и спиртосодержащая продукции в соответствии с Федеральным законом
№ 171-ФЗ являются разными видами продукции и соответственно лицензии выдаются отдельно на каждый вид продукции);

в заявлении (на переоформление лицензии) не указано место нахождения склада (не указано место нахождения склада, которое организация планирует указать в лицензии (включаемого, уточняемого)).

в) ЕГАИС располагается организациями в помещении, не указанном в лицензии (не указанном в заявлении о выдаче (переоформлении лицензии), или отсутствует в складском помещении.

г) несоответствие организации лицензионным требованиям, а именно: не представлено заявление о зачете государственной пошлины в соответствии с пунктом 7.1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

д) представление неполного комплекта документов, предусмотренных для выдачи лицензии, а именно: не представлена заверенная налоговым органом копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о приеме.

Согласно пункту 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 650 при наличии у организаций обособленных подразделений, программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- регулярно проводить аудит на соответствие организации производственных процессов требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- осуществлять:

ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима в складских помещениях;

контроль за работой вентиляций, отопления, охлаждающего оборудования;

- при подготовке документов руководствоваться требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также разъяснениями, размещенными на интернет-портале Росалкогольрегулирования.

 

Раздел III

Анализ информации, содержащейся в представленных организациями-нелицензиатами уведомлениях о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, в целях выявления несоответствия заявленной продукции виду, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ.

 

Наиболее часто совершаемые организациями, осуществляющими производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, нарушения законодательства Российской Федерации, при направлении в Росалкогольрегулирование уведомлений о начале оборота указанной продукции, являются:

1) незаполнение обязательных полей, предусмотренных Положением о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 474 (далее - Постановление № 474), а именно неуказание:

- наименования вида алкогольной продукции, определенного в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ;

- сведений о наличии (отсутствии) товарного знака;

- сведений о национальных или международных стандартах, которым соответствует произведенная продукция;

2) указание в составе используемого для производства продукции сырья, несоответствующего положениям, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТу на заявляемый вид продукции.

Так, в ходе анализа уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи Росалкогольрегулированием устанавливаются намерения организаций, планирующих совершить оборот указанной алкогольной продукции, произведенной заведомо с нарушением обязательных требований, предъявляемых к указанной продукции.

Например, в ходе анализа представленных уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции установлено, что в ряде случаев в состав сидров входят не предусмотренные пунктом 12.4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТ 31820-2012 "Сидры. Общие технические условия" составляющие - ароматизаторы, пищевые красители, и иные виды сырья, не являющиеся сырьем для производства сидра (вишневый, персиковый, абрикосовый и другие (не яблочные) соки, иное фруктовое (не яблочное) сусло).

Следовательно, фактически указанные участники алкогольного рынка под видом алкогольной продукции, производство и оборот которой не требует лицензии и маркировки (например, сидр, пивные напитки, медовуха), осуществляют производство слабоалкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке федеральными специальными марками и лицензированию.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, организациям, осуществляющим производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, необходимо:

- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;

- не допускать осуществление незаконного (безлицензионного) производства продукции, не являющейся согласно статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТам пивом, пивным напитком, сидром, пуаре или медовухой;

- проверять соответствие состава используемого при производстве вида алкогольной продукции сырья требованиям к сырью, установленным статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ и ГОСТом на заявляемый вид продукции;

- повышать квалификацию персонала;

- до отправления уведомления в Росалкогольрегулирование проверять полноту наполнения форм, установленных Постановлением № 474.



Все поля обязательны к заполнению.

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Спасибо за сообщение. Ваше обращение принято в обработку